Перейти к основному содержимому
Основы диагностики внутренних органов: физические методы исследования
Запись на курс закрыта

Информация о курсе

Курс «Основы диагностики внутренних органов: физические методы исследования» расставляет акценты в изучении общей части пропедевтики внутренних болезней и обращает внимание на основные моменты обследования терапевтических больных.

Целью курса является обучение будущих врачей грамотным подходам в диагностике заболеваний всех органов и систем. В настоящее время отсутствуют четкие, логически выстроенные видео-пособия по курсу пропедевтики внутренних болезней, именно из-за этого создание, а затем и применение акцентированного видео-курса, рассматривающего все основные механизмы диагностики - является инновационным. В курсе представлена авторская методика преподавания пропедевтики внутренних болезней, основанная на базе теоретических знаний и огромном личном врачебном опыте, более 40 лет.

Изучение курса позволит ответить на ряд вопросов:

1. Основные понятия пропедевтики внутренних болезней?
2. В чем отличие схемы обследования больных при различных заболеваниях?
3. Как проходит осмотр больного?
4. Какие физические методы исследования можно применять?
5. Что такое пальпация и перкуссия?
6. Какова семиотика заболеваний различных внутренних органов?

В результате освоения курса, слушатели получат ответы на основные вопросы базовой диагностики, получат четкие алгоритмы проведения физических исследований, которые смогут помочь в постановке предварительного диагноза на основе осмотра пациента терапевтического профиля.

Формируемые компетенции

• ОПК-4. Способен применять медицинские изделия, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи, а также проводить обследования пациента с целью установления диагноза;
• ОПК-5. Способен оценивать морфофункциональные, физиологические состояния и патологические процессы в организме человека для решения профессиональных задач;
• ОПК-6. Способен организовывать уход за больными, оказывать первичную медико-санитарную помощь, обеспечивать организацию работы и принятие профессиональных решений при неотложных состояниях на догоспитальном этапе, в условиях чрезвычайных ситуаций, эпидемий и в очагах массового поражения.

Результаты обучения

После успешного завершения курса слушатель:
• Познакомится с основными этапами обследования пациента терапевтического профиля.
• Научится применять полученные знания в своей клинической практике при написании истории болезни – как юридического документа.
• Сможет сформировать доминанту клинического мышления в постановке предварительного диагноза на основе осмотра пациента терапевтического профиля.
• Обретет навык практического применения физических методов исследования заболеваний внутренних органов.
• Научится интерпретировать данные, полученные при выполнении практических навыков диагностики терапевтических пациентов.

Требования к слушателям курса

Для изучения данного курса слушатели должны знать анатомию, физиологию, биохимию в объеме первых двух курсов медицинского университета, или же иметь высшее медицинское образования и использовать информацию данного курса для поддержания уровня полученных базовых знаний и использования в работе четких практических рекомендаций.

Программа курса

Модуль 1. Основные понятия пропедевтики внутренних болезней
Схема обследования терапевтического больного.
История болезни – основной юридический документ.
Общий осмотр больного.
Лицо – как отражение болезни.

Модуль 2. Семиотика заболеваний органов дыхания.
Расспрос и осмотр больных с заболеваниями дыхательной системы.
Пальпация грудной клетки.
Общая методика перкуссии, перкуторные звуки, перкуссия легких у терапевтических больных.
Аускультация легких: основные дыхательные шумы.
Аускультация легких: побочные дыхательные шумы.

Модуль 3. Семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системы
Расспрос и общий осмотр больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Пальпация области сердца.
Перкуссия сердца.
Аускультация сердца.

Модуль 4. Семиотика заболеваний органов пищеварения и гепато-билиарной системы
Расспрос и осмотр пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Пальпация органов пищеварительной системы.
Перкуссия органов желудочно-кишечного.

Модуль 5. Семиотика заболеваний почек и мочевыводящих путей
Расспрос и осмотр больных с заболеваниями почек.
Пальпация почек.
Перкуссия почек.

Модуль 6. Семиотика заболеваний крови
Расспрос и осмотр больных с заболеваниями крови.
Пальпация лимфатических узлов и селезенки.
Перкуссия селезенки.

Модуль 7. Семиотика заболеваний желез внутренней секреции
Расспрос больных с заболеваниями желез внутренней секреции.
Физические методы исследования – осмотр больных с заболеваниями желез внутренней секреции.
Физические методы исследования – пальпация, перкуссия, аускультация при заболеваниях желез внутренней секреции.

Команда курса

Course Staff Image #1

Пятакович Феликс Андреевич

доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней и клинических информационных технологий НИУ «БелГУ»

Course Staff Image #1

Якунченко Татьяна Игоревна

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней и клинических информационных технологий НИУ «БелГУ»

Course Staff Image #1

Мевша Ольга Владимировна

кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней и клинических информационных технологий НИУ «БелГУ»

Направление подготовки

31.00.00 Клиническая медицина (31.05.01 Лечебное дело, 31.05.02 Педиатрия, 31.08.49 Терапия, 31.08.54 Общая врачебная практика (семейная медицина)); 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина (32.05.01 Медико-профилактическое дело)

Область деятельности

Здравоохранение и медицинские науки (Клиническая медицина, Науки о здоровье и профилактическая медицина)

Часто задаваемые вопросы

Какой веб-браузер я должен использовать?

Открытая платформа edX лучше всего работает с текущими версиями Chrome, Firefox или Safari, или с Internet Explorer версии 9 и выше.

Смотрите список поддерживаемых браузеров для получения самой последней информации.

Начало: 01.09.2025
Конец: 30.12.2030