Погребняк Татьяна Алексеевна
кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры биологии НИУ «БелГУ»
Курс «Механизмы адаптации организмов» объединяет знания из различных разделов биологии и нацелен на освоение сведений об особенностях функций у организмов разного уровня организации и механизмов их приспособления к различным воздействиям факторов среды обитания, в том числе и в экстремальных условиях среды. Содержание курса направлено на овладение научно-практической информацией в сущности понятий «жизнь», «адаптация», «условия существования», «выживание», «абиотические и биотические факторы среды» различных живых систем в современном мире. Актуальность данного курса заключается в межпредметности и практической направленности. Данный курс будет полезен слушателям, как биологических, так и небиологических направлений и специальностей.
Задачами курса являются:
- углубление знаний в области устойчивости живых систем и адаптации организмов к факторам среды;
- определение сущности и механизмов поддержания гомеостаза организмов;
- формирование системного подхода к исследованию целостности и дискретности живых систем, механизмов регуляции основных их физиологических функций на разных уровнях организации;
- обобщение и систематизация знаний по адаптации живых организмов к действию разнообразных экстремальных факторов среды.
Изучение курса позволит ответить на ряд вопросов:
1. Что означает понятие «адаптация» и какова его сущность?
2. Какие выделяют виды адаптации?
3. Каковы механизмы срочной и долговременной адаптаций?
4. Почему одинаковые условия губительны для существования одних организмов и приемлемы для жизни других?
5. Как осуществляется адаптация растений и животных к абиотическим факторам среды (температуре, давлению, влажности, освещенности, фотопериодизму, химическому составу литосферы, гидросферы, атмосферы и др.)?
6. Каковы механизмы психофизиологической реакции человека на условия среды, в том числе и экстремальные?
7. Каковы основные механизмы стресса, характерные для человека?
8. В чем заключаются возрастные особенности адаптаций и реакций организма человека на разнообразные повреждающие воздействия среды обитания?
9. Почему возможна жизнь на планете столь долгое время?
10. Как прогнозировать ответную реакцию организма на факторы среды?
При прохождении данного курса слушатели овладеют знаниями об особенностях функций живых организмов (разных уровней организации), обладающих различными механизмами адаптации в экстремальных условиях среды с учетом воздействия внешних факторов. Слушатели получат целостное представление об общих эколого-физиологических закономерностях адаптации живых систем к различным условиям среды обитания, для дальнейшего самостоятельного использования и применения в разных сферах прикладной деятельности.
•ОПК-4 – Способность применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владеть знанием механизмов гомеостатической регуляции, готовностью применять основные физиологические методы анализа и оценки статуса живых систем (ФГОС 06.03.01 Биология).
•ПК-2 – Способность применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию, представлять её и результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ФГОС 06.03.01 Биология).
После успешного завершения курса слушатель будет:
• иметь представление об общих эколого-физиологических закономерностях адаптации живых систем к различным условиям сред обитания, в том числе к неблагоприятным и экстремальным факторам;
• владеть знаниями об основных теориях, концепциях, принципах, механизмах и адаптациях организмов;
• уметь применять принципы структурной и функциональной организации биосистем разного уровня, механизмов их гомеостаза и регуляции адаптации;
• владеть основными физиологическими методами анализа и оценки состояния функций живых систем;
• уметь самостоятельно излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты исследований.
• уметь применять на практике приемы составления научно-аналитических отчетов, обзоров.
Слушатели курса «Механизмы адаптации организмов» должны иметь полное среднее образование и/или среднее профессиональное образование и обладать биологическими знаниями, умениями и навыками биологии в объеме школьной программы.
Модуль 1. Основы адаптации живых систем
Виды адаптации живых систем.
Общие закономерности адаптации организмов.
Общая характеристика стресса.
Физиологические основы адаптации организмов.
Характеристика факторов среды существования.
Модуль 2. Физиологические процессы адаптации растений
Адаптации растений к свету и фотопериодизму.
Адаптации растений к высоким и низким температурам.
Адаптации растений к влажности и засоленности.
Устойчивость растений к патогенам. Фитоиммунитет.
Модуль 3. Физиологические процессы адаптации животных и микроорганизмов
Адаптации животных к экстремальным абиотическим факторам среды.
Адаптации животных к биотическим факторам среды.
Устойчивость микроорганизмов к высоким и низким температурам.
Устойчивость микроорганизмов к другим неблагоприятным факторам.
Модуль 4. Адаптации человека к факторам среды кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры биологии НИУ «БелГУ» кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры биологии НИУ «БелГУ» 06.03.01 Биология, 44.03.05 Педагогическое образование, профиль биология
Естественные науки Открытая платформа edX лучше всего работает с текущими версиями Chrome, Firefox или Safari, или с Internet Explorer версии 9 и выше. Смотрите список поддерживаемых браузеров для получения самой последней информации.
Активность эндокринной системы человека в различных условиях среды.
Особенности реагирования крови и кровообращения на изменения условий среды.
Устойчивость системы дыхания к действию факторов среды.
Адаптации человека к различным климато-географическим условиям.
Психофизиологические адаптации к профессиональным и экстремальным условиям деятельности.
Команда курса
Погребняк Татьяна Алексеевна
Хорольская Елена Николаевна
Направление подготовки
Область деятельности
Часто задаваемые вопросы
Какой веб-браузер я должен использовать?