Перейти к основному содержимому
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования

Информация о курсе

Цель курса – это содействие овладению обобщенной трудовой функцией B Профессионального стандарта Педагог-психолог (Психолог в сфере образования) «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации», необходимой для освоения основного вида профессиональной деятельности: Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образовательного процесса.

Изучение курса позволит приобрести или доразвить компетенции, необходимые для реализации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в следующих сферах:
1. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Психологическое консультирование по проблемам инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4. Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5. Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Изучение материалов данного МООК позволит:
• Познакомиться со спецификой инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в свете ФГОС ОВЗ.
• Овладеть технологией психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
• Познакомиться с теоретическими основами коррекционно-развивающей работы в общеобразовательной школе.
• Научиться разрабатывать модель психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях инклюзивного обучения.
• Овладеть основами педагогической и психологической диагностики в коррекционно-развивающей работе.
• Рассмотреть и проанализировать организационные условия психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
• Изучить основные направления взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения.
• Освоить способы взаимодействия семьи и образовательной организации в коррекции отклонений в развитии детей.

При успешном осовении онлайн-курса возможно получение сертификата онлайн-платформы.

Формируемые компетенции

• ПК-2. Способен эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей.

• ПК-4. Способен к проведению психологической экспертизы общих и адаптированных образовательных программ.

• ПК-5. Готов к реализации программ по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Результаты обучения

Будете знать:
• психологические особенности и условия развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
• закономерности и механизмы эффективного общения с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
• основы экспертной деятельности педагога-психолога при организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Будете уметь:
• организовывать и развивать различные виды деятельности по психологическому просвещению педагогов и родителей по вопросам психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
• разрешать типовые проблемы участников образовательного процесса;
• планировать и осуществлять экспертную деятельность педагога-психолога при организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
• разрабатывать и реализовывать программы по созданию оптимальной образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Будете владеть:
• коммуникативной и конфликтологической компетентностью в профессиональной деятельности с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
• алгоритмом экспертного анализа общих и адаптированных образовательных программ и составления экспертного заключения при организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
• алгоритмом оценки эффективности программ по созданию оптимальной образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Требования к слушателям курса

Обязательно полное среднее образование. Желательно среднее профессиональное/высшее образование по направлениям педагогического, психолого-педагогического или медицинского профилей.

Программа курса

Модуль 1.
Инклюзивное образование: что, для кого и зачем?
Дети с ограниченными возможностями здоровья и их неограниченные возможности
Инклюзивное образование в свете ФГОС ОВЗ

Модуль 2.
Каковы направления психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования?
Нужна ли коррекционно-развивающая работа в инклюзивном образовании?
Современные методы педагогической и психологической коррекции
Петь, играть или рисовать?

Модуль 3.
Как создать условия для оптимальной инклюзии?
Как разработать программу коррекционной работы?
Модель деятельности психолога по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования
Встаньте, дети, встаньте в круг!

Модуль 4.
Зачем нужна диагностика в инклюзивной практике?
Диагностика эффективности коррекционно-развивающей работы в начальной школе
Диагностика отношения к школе подростков с ОВЗ

Модуль 5.
Кто такой специалист инклюзивной практики?
Психолого-педагогический консилиум и зачем он нужен в образовательной организации
В чём разница между ПМПК и ППк?

Модуль 6.
Особенности семьи ребёнка с ОВЗ
Роль семьи в воспитании ребёнка с ОВЗ
Этапы и содержание работы с семьёй особого ребёнка

Команда курса

Course Staff Image #1

Годовникова Лариса Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной и социальной психологии НИУ "БелГУ"

Курс предназначен для

• студентов, обучающихся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования»;
• слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» (72 часа);
• слушателей дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Психолог в сфере инклюзивного образования», реализуемой с использованием ДОТ, для изучения модуля «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» (72 часа);
• широкой педагогической и родительской аудитории, интересующейся проблемами инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Область деятельности

• Образование и педагогические науки

Часто задаваемые вопросы

Какой веб-браузер я должен использовать?

Открытая платформа edX лучше всего работает с текущими версиями Chrome, Firefox или Safari, или с Internet Explorer версии 9 и выше.

Смотрите список поддерживаемых браузеров для получения самой последней информации.

Начало: 01.09.2021
Конец: 31.08.2029
Внести в список