Годовникова Лариса Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной и социальной психологии НИУ "БелГУ"
Цель курса – это содействие овладению обобщенной трудовой функцией B Профессионального стандарта Педагог-психолог (Психолог в сфере образования) «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации», необходимой для освоения основного вида профессиональной деятельности: Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образовательного процесса.
Изучение курса позволит приобрести или доразвить компетенции, необходимые для реализации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в следующих сферах:
1. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Психологическое консультирование по проблемам инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4. Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5. Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Изучение материалов данного МООК позволит:
• Познакомиться со спецификой инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в свете ФГОС ОВЗ.
• Овладеть технологией психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
• Познакомиться с теоретическими основами коррекционно-развивающей работы в общеобразовательной школе.
• Научиться разрабатывать модель психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях инклюзивного обучения.
• Овладеть основами педагогической и психологической диагностики в коррекционно-развивающей работе.
• Рассмотреть и проанализировать организационные условия психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
• Изучить основные направления взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения.
• Освоить способы взаимодействия семьи и образовательной организации в коррекции отклонений в развитии детей.
При успешном осовении онлайн-курса возможно получение сертификата онлайн-платформы.
• ПК-2. Способен эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей.
• ПК-4. Способен к проведению психологической экспертизы общих и адаптированных образовательных программ.
• ПК-5. Готов к реализации программ по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Будете знать:
• психологические особенности и условия развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
• закономерности и механизмы эффективного общения с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
• основы экспертной деятельности педагога-психолога при организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Будете уметь:
• организовывать и развивать различные виды деятельности по психологическому просвещению педагогов и родителей по вопросам психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
• разрешать типовые проблемы участников образовательного процесса;
• планировать и осуществлять экспертную деятельность педагога-психолога при организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
• разрабатывать и реализовывать программы по созданию оптимальной образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Будете владеть:
• коммуникативной и конфликтологической компетентностью в профессиональной деятельности с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
• алгоритмом экспертного анализа общих и адаптированных образовательных программ и составления экспертного заключения при организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
• алгоритмом оценки эффективности программ по созданию оптимальной образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Обязательно полное среднее образование. Желательно среднее профессиональное/высшее образование по направлениям педагогического, психолого-педагогического или медицинского профилей.
Модуль 1.
Инклюзивное образование: что, для кого и зачем?
Дети с ограниченными возможностями здоровья и их неограниченные возможности
Инклюзивное образование в свете ФГОС ОВЗ
Модуль 2.
Каковы направления психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования?
Нужна ли коррекционно-развивающая работа в инклюзивном образовании?
Современные методы педагогической и психологической коррекции
Петь, играть или рисовать?
Модуль 3.
Как создать условия для оптимальной инклюзии?
Как разработать программу коррекционной работы?
Модель деятельности психолога по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования
Встаньте, дети, встаньте в круг!
Модуль 4.
Зачем нужна диагностика в инклюзивной практике?
Диагностика эффективности коррекционно-развивающей работы в начальной школе
Диагностика отношения к школе подростков с ОВЗ
Модуль 5.
Кто такой специалист инклюзивной практики?
Психолого-педагогический консилиум и зачем он нужен в образовательной организации
В чём разница между ПМПК и ППк?
Модуль 6. кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной и социальной психологии НИУ "БелГУ" • студентов, обучающихся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования»; • Образование и педагогические науки Открытая платформа edX лучше всего работает с текущими версиями Chrome, Firefox или Safari, или с Internet Explorer версии 9 и выше. Смотрите список поддерживаемых браузеров для получения самой последней информации.
Особенности семьи ребёнка с ОВЗ
Роль семьи в воспитании ребёнка с ОВЗ
Этапы и содержание работы с семьёй особого ребёнка
Команда курса
Годовникова Лариса Владимировна
Курс предназначен для
• слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» (72 часа);
• слушателей дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Психолог в сфере инклюзивного образования», реализуемой с использованием ДОТ, для изучения модуля «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» (72 часа);
• широкой педагогической и родительской аудитории, интересующейся проблемами инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Область деятельности
Часто задаваемые вопросы
Какой веб-браузер я должен использовать?