Перейти к основному содержимому
От Меандра до Версаче: классические основы европейской культуры

Информация о курсе

В рамках курса «От Меандра до Версаче: классические основы европейской культуры» рассматривается ряд важных для формирования развитого современного образованного культурного человека проблем.Курс посвящен доказательству, что классическая античность является основой основ всей последующей культуры западной половины человечества. В Греции и Риме появились не только все основные явления цивилизации, существующие сегодня, но и их названия. Среди прочего – это и все виды искусств, и вся терминология (из классических языков).

Каждая последующая (начиная с Раннего Средневековья) культурная эпоха в истории Европы в той или иной мере стояла на плечах классической античности. Увидеть эти основания, связи и акценты можно только усвоив данный курс. Средневековье, Ренессанс, Просвещение, романтизм, неоклассицизм, модернизм, постмодернизм и массовая культура как прямо, так и косвенно в огромной мере зависят от классических образцов. Наиболее яркие проявления этого можно проследить в отдельных видах искусства (античные сюжеты в живописи, литературе, зодчестве и т.д.), а также в идейном багаже мыслителей – от средневековых платоников и аристотеликов до архаистов XX века. Слушатели увидят второй слой (античный) во многих проявлениях европейской культуры, если смогут усвоить смысл и значение античной классики, а также понять причины и увидеть пути ее рецепции в последующие века. Целевая аудитория, овладевшая такими знаниями, сможет не просто прирастить их количественно, но и творчески оживить уже известное, научиться гибко и разносторонне подходить к, казалось бы, известным уже фактам и явлениям.

Слушатель получит ответы на ключевые вопросы курса: откуда возникли основные явления современной культуры, как они трансформировались в последующие века, почему совершенно иные народы и эпохи усваивают классическую культуру, почему та или иная культура считается классической, почему периодически происходит рецепция классики, каковы особенности рецепции в различных культурных эпохах, какие сюжеты и темы классической культуры наиболее актуальны (и почему) в той или иной последующей эпохе. Без этих знаний слушатель будет знать просто ту ли иную культуру как сумму фактов, без понимания ее истинной природы и специфики внутреннего смысла и внешних репрезентаций.

При успешном осовении онлайн-курса возможно получение сертификата онлайн-платформы.

Формируемые компетенции

ОК-1 - способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;
ОК-3 - способность использовать знания в области общегуманитарных социальных наук (социология, психология, культурология и других) в контексте своей социальной и профессиональной деятельности;
ПК-1 - способность понимать основные факты, понятия, явления и процессы в истории Древней Греции и Рима, средних веков, нового и новейшего времени в Европе;
ПК-5 - способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории; место человека в историческом процессе, политической организации общества;
ПК-6 - способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию;
ПК-9 - способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владение навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и сетевых ресурсах;

ПК-10 способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований.

Результаты обучения

После успешного завершения курса слушатель будет:
• РО-1. Имеет представление об основных фактах, понятиях, явлениях и процессах в истории Древней Греции и Рима, средних веков, нового и новейшего времени в Европе;
• РО-2. Имеет представление о движущих силах и закономерностях исторического процесса применительно к истории Древней Греции и Рима и рецепции их культуры в последующие века;
• РО-3. Имеет представление о способах извлечения из источника базовой исторической информации;
• РО-4. Имеет представление об электронных каталогах и сетевых ресурсах по изученной дисциплине;
• РО-5. Знает основные принципы и методы составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии.
• РО-6. Умеет использовать базовые знания в области истории Древней Греции и Рима в исторических исследованиях;
• РО-7. Умеет использовать базовые знания в области истории Древней Греции и Рима и рецепции античной культуры в исторических исследованиях.

Требования к слушателям

Курс предназначен для студентов и преподавателей. Требуются общеисторические знания и представления об истории культуры.

Программа курса

Модуль 1. Социально-историческая специфика античной культуры. Феномен европейской культуры
Понятие «античность». Античная цивилизация и ее специфика.
Классическая традиция – основа европейской культуры. Понятие о рецепции античности.
Парадигмы европейской культуры: свобода, право, активность, соревновательность, образование.

Модуль 2. Восприятие античности в средневековой Европе
Дочерний характер цивилизации средневекового Запада по отношению к античности.
Христианство и его отношение к античности.
Влияние античной жанровой системы на становление жанров средневековой литературы.

Модуль 3. Судьба античного наследия в эпоху Возрождения
Трансформация сюжетов и жанров. Облик античности в культуре Ренессанса.
Пастораль: новая жизнь античного жанра в эпоху Ренессанса.
Античные сюжеты в живописи Ренессанса. Античное и ренессансное.

Модуль 4. Античный фундамент культуры Просвещения
Классицизм и античность в литературе. Воспроизведение античной жанровой системы в литературе Просвещения.
Репрезентации античности в живописи эпохи Просвещения.
Классицизм в скульптуре и его специфика (Канова, Торвальдсен и др.).

Модуль 5. Античность в эпоху романтизма во Франции и Англии
Античные сюжеты в годы революции и наполеоновских войн. Классические темы во французской живописи эпохи революции и романтизма.
Художественный смысл античных образов в литературе английского романтизма.
«Эллинофильское» течение. Античные сюжеты в английской живописи.

Модуль 6. Античные мотивы в культуре неоклассицизма 2-й пол. XIX в. – начала ХХ в.
Античные мотивы в живописи. Неоклассицизм в скульптуре.
Репрезентация античных сюжетов и образов в европейской культуре.
Формирование архетипов: Прометей, Орфей, Одиссей.

Модуль 7. Античность и культура модерна (конец XIX – 1 пол. ХХ вв.)
Символизм и его проявления в искусстве Европы. Античные основы символизма.
Оживление рецепции классической античности в период Ницше и «Заката Европы».
Античность в идеологии и искусстве тоталитарных режимов (Германия, Италия).

Модуль 8. Миф в культуре ХХ в. Рецепция античности в массовой культуре 2 пол. ХХ – нач. XXI в.
Формы трансформации мифа на новых этапах.
Архаисты-традиционалисты и их идеи.
«Мифологическая» проза («Улисс» Дж. Джойса, «Кассандра» К. Вольф, «Прибой и берега» Э. Юнссона, «Золотое руно» Р. Грейвза).
Мифологическая драма (Ж. Кокто, Ж. Жироду, Ж. Ануй, Ж.-П. Сартр).
Образы античности в социальных представлениях ХХ – начала XXI вв. Образ-знак, образ-символ, образ-судьба.
Античность в рекламе, кино и других проявлениях массовой культуры.

Команда курса

Николай Михалович

Болгов Николай Николаевич

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории НИУ «БелГУ»

Анна Михайловна

Болгова Анна Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории НИУ «БелГУ»

Направление подготовки

Все направления бакалавриата

Область деятельности

• Гуманитарные науки
• Искусство и культура
• Науки об обществе
• Образование и педагогические науки

Часто задаваемые вопросы

Какой веб-браузер я должен использовать?

Открытая платформа edX лучше всего работает с текущими версиями Chrome, Firefox или Safari, или с Internet Explorer версии 9 и выше.

Смотрите список поддерживаемых браузеров для получения самой последней информации.

Начало: 01.09.2022
Конец: 31.08.2024
Внести в список