Болгов Николай Николаевич
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории НИУ «БелГУ»
В рамках курса «От Меандра до Версаче: классические основы европейской культуры» рассматривается ряд важных для формирования развитого современного образованного культурного человека проблем.Курс посвящен доказательству, что классическая античность является основой основ всей последующей культуры западной половины человечества. В Греции и Риме появились не только все основные явления цивилизации, существующие сегодня, но и их названия. Среди прочего – это и все виды искусств, и вся терминология (из классических языков).
Каждая последующая (начиная с Раннего Средневековья) культурная эпоха в истории Европы в той или иной мере стояла на плечах классической античности. Увидеть эти основания, связи и акценты можно только усвоив данный курс. Средневековье, Ренессанс, Просвещение, романтизм, неоклассицизм, модернизм, постмодернизм и массовая культура как прямо, так и косвенно в огромной мере зависят от классических образцов. Наиболее яркие проявления этого можно проследить в отдельных видах искусства (античные сюжеты в живописи, литературе, зодчестве и т.д.), а также в идейном багаже мыслителей – от средневековых платоников и аристотеликов до архаистов XX века. Слушатели увидят второй слой (античный) во многих проявлениях европейской культуры, если смогут усвоить смысл и значение античной классики, а также понять причины и увидеть пути ее рецепции в последующие века. Целевая аудитория, овладевшая такими знаниями, сможет не просто прирастить их количественно, но и творчески оживить уже известное, научиться гибко и разносторонне подходить к, казалось бы, известным уже фактам и явлениям.
Слушатель получит ответы на ключевые вопросы курса: откуда возникли основные явления современной культуры, как они трансформировались в последующие века, почему совершенно иные народы и эпохи усваивают классическую культуру, почему та или иная культура считается классической, почему периодически происходит рецепция классики, каковы особенности рецепции в различных культурных эпохах, какие сюжеты и темы классической культуры наиболее актуальны (и почему) в той или иной последующей эпохе. Без этих знаний слушатель будет знать просто ту ли иную культуру как сумму фактов, без понимания ее истинной природы и специфики внутреннего смысла и внешних репрезентаций.
При успешном осовении онлайн-курса возможно получение сертификата онлайн-платформы.
ПК-10 способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований.
После успешного завершения курса слушатель будет:
• РО-1. Имеет представление об основных фактах, понятиях, явлениях и процессах в истории Древней Греции и Рима, средних веков, нового и новейшего времени в Европе;
• РО-2. Имеет представление о движущих силах и закономерностях исторического процесса применительно к истории Древней Греции и Рима и рецепции их культуры в последующие века;
• РО-3. Имеет представление о способах извлечения из источника базовой исторической информации;
• РО-4. Имеет представление об электронных каталогах и сетевых ресурсах по изученной дисциплине;
• РО-5. Знает основные принципы и методы составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии.
• РО-6. Умеет использовать базовые знания в области истории Древней Греции и Рима в исторических исследованиях;
• РО-7. Умеет использовать базовые знания в области истории Древней Греции и Рима и рецепции античной культуры в исторических исследованиях.
Курс предназначен для студентов и преподавателей. Требуются общеисторические знания и представления об истории культуры.
Модуль 1. Социально-историческая специфика античной культуры. Феномен европейской культуры
Понятие «античность». Античная цивилизация и ее специфика.
Классическая традиция – основа европейской культуры. Понятие о рецепции античности.
Парадигмы европейской культуры: свобода, право, активность, соревновательность, образование.
Модуль 2. Восприятие античности в средневековой Европе
Дочерний характер цивилизации средневекового Запада по отношению к античности.
Христианство и его отношение к античности.
Влияние античной жанровой системы на становление жанров средневековой литературы.
Модуль 3. Судьба античного наследия в эпоху Возрождения
Трансформация сюжетов и жанров. Облик античности в культуре Ренессанса.
Пастораль: новая жизнь античного жанра в эпоху Ренессанса.
Античные сюжеты в живописи Ренессанса. Античное и ренессансное.
Модуль 4. Античный фундамент культуры Просвещения
Классицизм и античность в литературе. Воспроизведение античной жанровой системы в литературе Просвещения.
Репрезентации античности в живописи эпохи Просвещения.
Классицизм в скульптуре и его специфика (Канова, Торвальдсен и др.).
Модуль 5. Античность в эпоху романтизма во Франции и Англии
Античные сюжеты в годы революции и наполеоновских войн. Классические темы во французской живописи эпохи революции и романтизма.
Художественный смысл античных образов в литературе английского романтизма.
«Эллинофильское» течение. Античные сюжеты в английской живописи.
Модуль 6. Античные мотивы в культуре неоклассицизма 2-й пол. XIX в. – начала ХХ в.
Античные мотивы в живописи. Неоклассицизм в скульптуре.
Репрезентация античных сюжетов и образов в европейской культуре.
Формирование архетипов: Прометей, Орфей, Одиссей.
Модуль 7. Античность и культура модерна (конец XIX – 1 пол. ХХ вв.)
Символизм и его проявления в искусстве Европы. Античные основы символизма.
Оживление рецепции классической античности в период Ницше и «Заката Европы».
Античность в идеологии и искусстве тоталитарных режимов (Германия, Италия).
Модуль 8. Миф в культуре ХХ в. Рецепция античности в массовой культуре 2 пол. ХХ – нач. XXI в.
Формы трансформации мифа на новых этапах.
Архаисты-традиционалисты и их идеи.
«Мифологическая» проза («Улисс» Дж. Джойса, «Кассандра» К. Вольф, «Прибой и берега» Э. Юнссона, «Золотое руно» Р. Грейвза).
Мифологическая драма (Ж. Кокто, Ж. Жироду, Ж. Ануй, Ж.-П. Сартр).
Образы античности в социальных представлениях ХХ – начала XXI вв. Образ-знак, образ-символ, образ-судьба.
Античность в рекламе, кино и других проявлениях массовой культуры.
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории НИУ «БелГУ» кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории НИУ «БелГУ» Все направления бакалавриата • Гуманитарные наукиКоманда курса
Болгов Николай Николаевич
Болгова Анна Михайловна
Направление подготовки
Область деятельности
• Искусство и культура
• Науки об обществе
• Образование и педагогические науки
Открытая платформа edX лучше всего работает с текущими версиями Chrome, Firefox или Safari, или с Internet Explorer версии 9 и выше.
Смотрите список поддерживаемых браузеров для получения самой последней информации.